В/О Авиаэкспорт

К началу 1960-х гг. продукция отечественной отечественной авиационной промышленности стала широко известной на мировом рынке. Высокий уровень развития советской авиационной промышленности и многолетний опыт эксплуатации советских гражданских самолетов одной из крупнейших в мире авиакомпаний «Аэрофлот» создали основу экспорта отечественной авиатехники. К концу 50-ых началу 60-ых  ряд авиакомпаний социалистических стран уже эксплуатировал авиатехнику советского производства. Некоторые развивающие страны также стали закупать советские самолеты и вертолеты. В связи с быстро нарастающим объемом весьма специфической работы  по экспорту гражданской авиатехники эту работу было решено передавать внешне-торговой организации, входящей в систему Министерства внешней торговли СССР.

Такой организацией стало Внешне-торговое объединение «Автоэкспорт», одной из оперативных контор которого была поручена работа по торговле авиационными товарами. Естественно, эта деятельность была для «Автоэкспорта» непрофильной, второстепенной. Вскоре стало очевидно, что самолеты сильно отличаются  от автомобилей не только по своей технической сути, но по технике торговли ими.

10 июня 1961 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении технического обслуживания советских самолетов и вертолетов, поставленных за границу». Этим же постановление Совета Министров СССР возложил на Министерство внешней торговли СССР продажу в социалистические и капиталистические страны гражданских самолетов, вертолетов и авиационного технического имущества, организацию технической помощи иностранным организациям и фирмам в эксплуатации указанной авиационной техники, подготовке необходимых специалистов, а также осуществлении мероприятий, связанных с поставкой и эксплуатацией самолетов и вертолетов, передаваемых за границу в качестве дара. Поручалось при продаже самолетов и вертолетов за границу предусматривать в контрактах и соглашениях оказание технической помощи в эксплуатации и ремонте авиационной техники, а также обучении летного и технического составов иностранных фирм как за границей, так и в СССР.

Во исполнение указанного постановления Совета Министров СССР Приказом Минвнешторга от 12 июля 1961 г. на базе авиационной конторы В/О «Автоэкспорт» был образована Всесоюзная контора по экспорту и импорту авиационной техники «Авиаэкспорт» (В/К «Авиаэкспорт»). С этого момента начался организованный авиационный экспорт из Советского через внешнеторговую организацию, носящую имя «Авиаэкспорт».

совещание уполномоченных

(На фото: совещание уполномоченных. Случевский Э.И. четвертый справа.)

Ведущими сотрудниками Всесоюзной конторы «Авиаэкспорт» в первые годы ее деятельности были эксперт по экспорту вертолетов Э.И. Случевский, пришедший из ОКБ Н.И. Камова, эксперт по экспорту самолетов А.С. Менчековский, пришедший из ОКБ-240, эксперт по экспорту авиационных двигателей А.А. Астафьев, пришедший из В/О «Машиноэкспорт». Они поступили на работу в авиационную контору В/О «Автоэкспорт» еще в 1959 г.

Первыми техническими экспертами-уполномоченными В/К «Авиаэкспорт» в 1963 г. были Э.И. Случевский в Индии, В.П. Смыслов в Гане, Ю.А. Кротов в Мали, А.И. Курьянов в Гвинее. Эдуард Иосифович проработал полномочным представителем в Индии с 1963 по 1965 год.

В объединении «Авиаэкспорт» особое внимание уделяли работе со своими кадрами, считая их основой любых успехов. Уже при создании «Авиаэкспорта» в 1961 году важное значение придавалось подбору и воспитанию людей, способных профессионально справляться со многими сложными проблемами, возникающими при международной торговле, особенно таким сложным товаром, как авиационная техника. Обязательным являлось знание двух иностранных языков, а также периодическое прохождение курсов профессиональной переподготовки при Всесоюзной академии внешней торговли Министерства Внешней торговли СССР.

Спустя пять лет после длительной командировки в Индию, Эдуард Иосифович Случевский был направлен в г. Белград (Югославия) для работы в качестве технического уполномоченного эксперта В/О «Авиаэкспорт», где проработал три года (1970-1973).

Внешнеторговое объединение стало единым хозяйственным комплексом, объединявшим работу специализированных фирм и отделов, созданных, как правило, на базе существовавших ранее организаций. В результате проведенной реорганизации в составе Всесоюзного хозрасчетного внешнеторгового объединения «Авиаэкспорт» были созданы следующие специализированные внешнеторговые фирмы:

«Самолет» — по экспорту тяжелых самолетов, директор — Э.И. Случевский (с 1978 года); «Аэролет» — по экспорту средних и легких самолетов, директор — Д.К. Бортновский; «Вертолет» — по экспорту вертолетов, директор — А.В. Павлов; «Аэродроммаш» — по специаллизации и кооперации, экспорту и импорту аэродромного оборудования, директор — В.П. Андрианов; «Авиаприбор» — по экспорту и импорту радионавигационного и приборного оборудования, директор — В.А. Городничев; «Аэроремонт» — по ремонту авиационной техники, директор — Б.А. Чистяков.

В 1983 году Случевский Э.И. командируется в г. Кабул (Афганистан) для работы в качестве заместителя торгового представителя СССР в ДРА, где находится по 1987 год. Сложности связанные с боевыми действиями не помешали Эдуарду Иосифовичу руководить в Кабуле работой уполномоченных и специалистов промышленности всесоюзных внешнеторговых объединений “Авиаэкспорт”, “Автоэкспорт”, “Запчастьэкспорт”, “Станкоимпорт”, “Машиноэкспорт”, “Техноинторг”, “Техмаэкспорт”, “Трактороэкспорт”, “Энергомашэкспорт”, “Машприбоинторг”.

Характеристика на заместителя Торгового представителя СССР в Демократической Республике Афганистан т. Случевского Эдуарда Иосифовича.

В 1990-ые годы, перемены в стране больно ударили не только по авиационной промышленности, но и по авиационному экспорту страны, разрушив существовавшие системы заказа., финансирования и производства авиатехники. Начиная с 1991 года Случевский Э.И. являлся генеральным директором Технико-коммерческого центра В/О «Авиаэкспорт» в АРЕ, работая там совместно со специалистами Кирицей В.М., Гавриковой О.С. В этот период, не смотря на вышеуказанные трудности резко увеличился объем импортных операций, основной объем пришелся на АРЕ, США и КНР.

Случевский Эдуард Иосифович скоропостижно скончался в 1995 году в г. Каир арабской республики Египет, при выполнении должностных обязанностей. Его вклад в работу В/О «Авиаэкспорт» невозможно переоценить.